Масляный фильтр на компрессорах фирмы Atlas Copco, в частности маслозаполненных компрессорах (всех) меняется каждые 4 тысячи часов наработки. Во время технического обслуживания компрессора заменяется компрессорное масло.
На безмасляных компрессорах регламент замены масляного фильтра несколько более легкий, более жесткий. На одну замену масла, как правило, приходится две замены масляного фильтра, а масло, соответственно, реже – 8 тысяч, а на некоторых компрессорах даже 16 тысяч часов наработки.
Кроме замены масляных фильтров по часовому регламенту или по наработке часов оборудования, также существует показания для замены масляного фильтра по его износу, а именно по показаниям датчика перепада давления на масляном фильтре.
Что это такое? Это датчик, который показывает разницу давления масла на входе в масляный фильтр и на выходе из масляного фильтра. Так вот, чем разница между этими давлениями меньше, тем масляный фильтр чище.
Величина перепада давления в масляном фильтре новом составляет примерно 0,2-0,3 атмосферы или бара. У компрессорщиков почему-то принято давление указывать не в атмосферах, а в барах, что, по сути, почти одно и то же – разница очень незначительная между этими величинами, но так принято.
Максимальная величина перепада давления, то есть, когда фильтр полностью загрязнен, составляет порядка 1 атмосферы. То есть, перепад давления в 1 атмосферу на масляном фильтре говорит о том, что масляный фильтр дальше эксплуатироваться не должен, а требует замены.
Также необходимо заменять масляный фильтр при замене масла, независимо от того, по какой причине происходит эта замена – это должно быть правилом. Если меняется масло, то в обязательном порядке заменяется и масляный фильтр.
Маслосепаратор — очищает сжатый воздух от масла и минимизирует унос масла из компрессора. Изношенный или неоригинальный маслосепаратор может стать источником лишних расходов на электроэнергию и компрессорное масло. Важно помнить, что маслосепаратор работает в среде горячей воздушно-масляной смеси, двигающейся с большой скоростью и под повышенным давлением. В таких условиях, излишне изношенный или неподходящий маслосепаратор накапливает статическое электричество и может стать причиной возгорания или взрыва внутри компрессора.
Дренажный клапан — регулирует процесс вывода воды из компрессора. При сильном износе данный клапан перестанет сбрасывать воду, после чего, весь объем воды попадет в механизмы компрессора и в воздушную магистраль заказчика. Пример: объем воды, сбрасываемой компрессором мощностью 55 кВт, составляет около 7 литров в час, соответственно за сутки такой компрессор может сбросить до 168 литров воды. Если же дренажный клапан заклинит в открытом состоянии, то он будет сбрасывать сжимаемым компрессором воздух в объеме примерно 120 л/с, что соответствует потере 43 кВт в час.
Термостатический клапан — регулирует работу системы охлаждения. Изношенный клапан приведет или к перегреву компрессора или к его переохлаждению и заполнению конденсатом.
Клапан минимального давления. Клапан поддерживает в компрессора давление воздуха необходимое для корректной работы пневматических элементов компрессора. Кроме того, данный клапан препятствует утечке сжатого воздуха из магистрали во время остановки компрессора. Изношенный обратный клапан не позволит компрессору перейти в состояние нагрузки, в также будет стравливать воздух из воздушной магистрали.
Разгрузочный клапан -предназначен для переключения режимов работы компрессора нагрузка/разгрузка. Кроме этого, он обеспечивает плавный запуск компрессора. Клапан приводится в действие посредством пневматики, поэтому его работа зависит от качества установленных в нем уплотнений, а также от правильности и своевременности их замены. Износ уплотнений и нарушение работы клапана может привести к самым разнообразным последствиям, начиная от невозможности перехода компрессора в нагрузку, заканчивая выходом из строя винтового элемента или основного электродвигателя.
По механическим датчикам. Неисправности – их там не много, так как датчик очень простой (состоит из пластикового цилиндра, пластикового же поршня и пружинки). Конструкция простая, но неисправности, к сожалению, очень часто.
В основном это механические неисправности: поломка корпуса вот этого пластикового цилиндра, так как он находится непосредственно в доступе нерадивому оператору. Так, как это сделано для того, чтобы он мог его посмотреть.
Плюс ко всему, в компрессоре довольно грязно, датчик пытаются протирать, поворачивать к себе стороной, на которой шкала нанесена. Его сворачивают, на нем ломают резьбу, выламывают его из корпуса. В него попадает грязь и поршенек начинает заклинивать. В общем, механические поломки этого датчика достаточно большие.
Ремонту он практически не подлежит и ремонтируется заменой. Цена датчика невысока.
По электронным датчикам – тоже датчик не юстируется, не заменяется при технического обслуживаниях, а рассчитан на весь срок службы компрессора. Однако, за счет своей достаточно высокой чувствительности (все-таки он меряет миллибары) из строя выходит достаточно регулярно.
Заметить это можно при остановленном компрессоре, при атмосферном давлении в системе всасывания компрессора датчик индицирует некое значение: положительное либо отрицательное. Либо во время работы значения датчика какие-то неадекватные.
Основной показатель качества фильтра – это степень его фильтрации. То есть, величина или диаметр частиц загрязнений, которые этот фильтр может удержать. Минимальная величина этих загрязнений.
Важная характеристика фильтра – это качество изготовления корпуса фильтра, его герметичность, его коррозионно-стойкость, тщательность или качество изготовления клапанов внутри неразборного фильтра (имеется в виду перепускной клапан, который срабатывает при загрязнении фильтра.
А также, что очень немаловажно именно для компрессорной техники, именно в случае, когда пытаются заменить фильтр на неоригинальный – это максимальное рабочее давление, на которое рассчитан данный фильтр.
Надо иметь в виду, что использование масляных фильтров на маслозаполненных компрессорах, фильтры подвергаются воздействию давлению масла – только давлению масла, которое есть вот в этих самых маслозаполненных компрессорах.
В случае же безмасляного компрессора у нас давление масла соответствует давлению воздуха в этом компрессоре (сжатого воздуха), а, следовательно, оно может доходить до 15 и выше атмосфер. И, соответственно, данный фильтр масляный обязан такие давления выдерживать.
По поводу величины фильтрации фильтра. Atlas Copco использует фильтры с величиной фильтрации фильтрующего элемента от 1,5 до 3 микрон. Это достаточно качественные фильтры. В автомобильной промышленности требования несколько ниже, чем в данном случае.
Есть несколько характерных примет неисправности клапана минимального давления. Например, опять же, способ диагностирования зависит от конструктивного исполнения клапана.
Характерной приметой в данном случае будет являться то, что при старте компрессора и попытке заполнить сжатым воздухом опустошенную воздушную магистраль без давления, загрузка не происходит. То есть, загрузочный клапан не включается очень долгое время – до тех пор, пока не поднимется некоторое давление в воздушной системе.
Причем поднимается оно крайне медленно, это может быть минуты и даже десятки минут. То есть, не происходит мгновенного включения разгрузочного клапана по команде контроллера или датчика давления.
Это говорит о том, что клапан минимального давления завис в открытом положении (открылся) и не обеспечивает необходимого подъема давления внутри маслоотделителя.
Если же клапан минимального давления плохо работает в процессе длительной эксплуатации компрессора с заполненной воздушной магистралью, в которой есть давление и компрессору хватает его, чтобы запустить, чтобы открыть входной клапан, то, возможно, неисправность проявляется в чрезмерном уносе масла из компрессора.
Более подробнее этот вопрос мы рассмотрели в статье "Клапан минимального давления"
Вначале установим причину остановки. Их может быть несколько:
перегрев;
недостаточный уровень масла;
проблемы в электрической цепи.
Перегрев
Причиной перегрева может быть некачественное масло. В результате компрессор перегревается и срабатывает термодатчик. Поменяйте масло.
Недостаточный уровень масла
Датчик, отвечающий за уровень масла, отключил компрессорное оборудование. Проверьте уровень масла. Обратите внимание на выработку, может пора делать ТО.
Проблемы в электрической цепи
А) По причине скачка напряжения или других возможных причин, потерялась связь с контроллером системы управления. Проведите визуальный осмотр на наличие поврежденных контактов в ВРТ шкафу.
Б) Сработала защита реле контроля очередности фаз. Если сработала защита, проблема может несколько: перегрев мотора, падение питающего напряжения, нарушение изоляции проводов. Необходим выезд специалиста.
В) Сгорела обмотка. Если ваш электрик после прозвона увидел разницу в сопротивлении больше 2% - требуется ремонт. Звоните, пришлем специалиста.